понедельник, 26 декабря 2011 г.

«Как я хочу провести зимние каникулы»

Вы можете написать сочинение за 15 минут? Моим ученикам до сегодняшнего дня тоже казалось, что нет. Но хороший человек Ольга Воронина развеяла наши сомнения. В её удивительном блоге «Педагогический перпендикулятор» в пятницу прочитала новый пост и осознала, чем буду заниматься в понедельник во всех классах. У Ольги всё замечательно подробно и с юмором описано. Поэтому имеет смысл читать сначала её, а потом меня.



Мы писали сочинение. Но не просто так, а по-ольгиному. Шестой класс, два восьмых, девятый и десятый. Сработало везде к бесконечному восторгу пионеров, которые сами от себя не ожидали такой прыти в предпоследний день перед каникулами. НО: у меня не кружок, а урок, поэтому пришлось немного подкорректировать.

1. Вошли в класс, а на столах по 15 бумажек. Уже интересно. На доске тема сочинения. Короткий спич: «Сочинения вы писать не любите, сочинения вы писать не умеете, поэтому пишем сочинение. Что тут в теме ключевое слово?»

2. Коллективно ищем те самые наречия, которые КАК. Один ученик записывает их на доске. З минуты.

3. Взяли первую бумажку, написали первое предложение. 1 минута. Я отобрала и всё поместила на доску, закрепив весёлыми разноцветными магнитиками. Пусть пока висят. Идём дальше.

4. Взяли вторую бумажку, написали мостик-переход от вступления к основной части. 1 минута. Отложили.

5. Взяли 10 бумажек, написали 10 дел, которые обязательно надо сделать на каникулах, чтобы быть счастливым. 5 минут.

6. Выбрали из 10 только три, зажали в кулачке, описали их подробно предложениями. 3 минуты. Мало бумажки? Переверните. Не хватает? Дам ещё. Отложили.

7. Подошли к доске, рассмотрели чужие работы. Цель — подумать, что можно утащить к себе, а что нельзя использовать никогда. 2 минуты. Толкотни и суеты не было, пионеры действовали очень разумно.

8. Вернулись на место, взяли чистую бумажку. Напишите последнюю фразу вашего сочинения. 1 минута. На этом этапе зачитываем вслух. На любую фразу обязательное «спасибо».

9. Раздаю чистые листы формата А4. Чтобы снять боязнь этого самого пресловутого «чистого листа» (дети уже разогреты). Пишем сочинение. У вас 15 минут. Можно использовать то, что увидели-услышали, можно отказаться от всего и создать новое. Можно не подписывать. Можно писать печатными или прописными буквами. Если хотите, чтобы я оценила вашу работу, напишите мне об этом. Если не хотите — напишите тоже. Всё это проговаривается ровным и спокойным голосом, пока раздаю листы.

А потом 10 минут напряжённой тишины. И в ней слышу шелест бумажек, внутренние вздохи, скрип ручек и, кажется, даже извилин мозга друг о друга. Я в это время тоже не бездействую: пишу (или то же самое, что дети, или этот пост, например).

10. Прошло 12 минут. Кто-то уже написал. Объясняю, что делаем дальше. Вешаем свои сочинения на доску (предыдущие творения, естественно, уже убрала мимоходом). Если страшно — можно обратной стороной. Таких немного было. Подошли, прикрепили магнитиком, оставили место для других.

11. Разговариваем. Где было трудно? Что не понравилось? Легко ли было писать? Почему? Что не так? Хорошего что было?

12. А сейчас можно к доске пройти и почитать. Всем спасибо, все герои.

13. До звонка оставалось 3 минуты.


На вопрос, что было трудным, услышала дивную фразу шестиклассницы: «Мне не понравилось, что мысли лезли из головы, а рука устала писать и не успевала за ними». Люблю я это дело, когда лезут мысли! Мастерская предполагает, что так должно случиться.

Поскольку провела всё это в пяти классах, то могу разговаривать о статистике. Работает. Всё работает. Только надо всё время следить за часами и сообщать пионерам на каждом этапе ненапряжённо: «Время пошло. Осталось полминуты. 15 секунд. Всё. Отложили. Взяли следующую бумажку». Темп урока быстрее обычного. И ещё попросила каждый класс не рассказывать другим, что их ждёт (они общаются активно). Отнеслись с пониманием. Спасибо, дети мои.

Что в итоге трудного дня? Усталость. Радость. 89 листов, исписанных вдоль и поперёк не самыми глупыми мыслями. Взглянула бегло, но не вчитывалась. Пойду разбирать и думать.

45 минут — это, оказывается, очень много! Спасибо Ольге. Почитайте её блог, там есть над чем поразмышлять. Как я нашла однофамилицу? Это она меня нашла: стала постоянным читателем. А мне ведь интересно, что  хорошие люди там пишут. Чего и вам желаю.

Дети мои, а вам от происходящего каково было?

P.S. Фрагменты сочинений чуть позже обязательно будут.


Фото Вилена Даниеляна и Алексея Исламова.





29.12.11. Продолжаю пост, когда нашлось свободное время. Работы, естественно, все перемешались. Те, где была просьба оценить, откладываю в сторону: после каникул расскажу или на почту напишу о впечатлениях. А пока обещанные фрагменты.

Я хочу провести зимние каникулы так, чтобы их долго не забыть (или не вспоминать). Вообще, не люблю ничего планировать. События сами найдут меня. Пускай они будут сюрпризами. Я надеюсь, мне будет весело, особенно, если я встречу чернокожего Деда Мороза.


Каникулы должны пройти замечательно, так как много кто их очень долго ждал.


Если бы 31 декабря у нас в городе выпало много снега, можно было бы поваляться, сделать «бабочку».


Я уже очень долго не видела своих друзей. Расставание с ними — это целая вечность.


В Новый год многие люди признаются в любви.


А подарки на Новый год самые лучшие и откровенные.


Обычно Новый год не обходится без каких-либо происшествий, но и это не всегда к худшему.


Чтобы праздник прошёл безупречно, надо получить подарки, но и не забывать о том, что и другим их надо дарить.


Эти зимние каникулы будут для меня ососбенными, так как в канун Нового года должен родиться мой братик. Но печаль всё-таки будет присутствовать в этот Новый год, потому что мама останется в больнице до первых чисел января. Но я буду создавать себе новогоднее настроение с помощью просмотра новогодних фильмов, уютного семейного круга, приготовлю печенье, массу салатов и куплю торт. Наряженная ёлка тоже сыграет свою немаловажную роль. Горящие гирлянды на ёлке указывают старику Деду Морозу твой дом.


Сей праздник — это великое таинство, чудеса и исполнение желаний, не только твоих, но и всех жителей планеты.


Я хочу украсить ёлку, чтобы она украшала комнату.


Новый год —это единственный праздник, который отмечает весь мир.


Ночью мы пойдём гулять. Город будет в праздничной иллюминации. Наутро весь город будет изгажен бутылками из-под шампанского и использованными петардами.


Хочу постараться ни с кем не ссориться, дарить радость и тепло не только близким, но и друзьям.


Я не люблю Новый год, только потому, что мне жаль расставаться со старым годом. Я буду проводить время со своим любимым человеком. Наверное, это само главное. Эта зима была самой лучшей. Я её никогда не забуду.


В новом году я буду делать немного дел, а вот до него...


Я хочу, чтобы всё происходило спонтанно и внезапно. По-моему, это реальный взгляд на вещи. Единственное, что я хочу загадать и запланировать, чтобы МОЁ свободное время пролетело в пользу моего удовольствия и на благо другим. Спасибо.


Семья — это самое главное. Мои близкие будут рядом, а я буду знать, что с ними всё в порядке.


Я знаю, что я взрослый человек, но на некоторое время хотелось бы почувствовать себя ребёнком.


Много новых книжек отложено на каникулы, чтобы прочитать.


Каникулы должны пройти с умом и приключениями!


Зимние каникулы должны пройти осмысленно. Я открою для себя много хорошего, того, чего я не знала.


Не забудьте открыть окно для Деда Мороза. Он обязательно придёт и спрячет подарки под зелёными лапами ёлки.


НГ будет открытием новой жизни, с чистого листа. Все горести, обиды. плохие воспоминания останутся позади.


Хочется, чтобы музыкальная группа продвинулась и когда-нибудь мы играли перед огромной публикой.


Когда все мои желания исполнятся, а я верю, что они обязательно сбудутся, я буду счастлива, неимоверно счастлива!


Я буду сказочным волшебником. И всем подарю счастье! Новый год будет по-моему. И чтобы снег падал хлопьями!!! 


Когда сидишь за столом с родственниками, то понимаешь, что каждый защитит тебя в трудную минуту, а ты защитишь его. И что все мы — это огромная цепь, которая помогает всем и всегда.  И всегда поддерживает.


В этом году у меня появились новые друзья, и они уже не менее важны, чем старые. Мне хотелось бы, чтобы некоторые люди поняли необходимость ВСЕХ друзей.


Новый год — это время сделать какие-то выводы, подвести итоги, осознать, что ты плохого или хорошего сделал в этом году. Что прощаешь.


Новый год — это не только шумная компания, которая довольно дико порой отмечает праздник, но и тепло, которое стоит подарить в этот праздник своим близким.


На моей дачке посередине участка стоит маленькая, я бы сказал, малюсенькая ёлочка. Я бы хотел её нарядить, а то я устал от суеты школьных будней.


Мне не нужны подарки на Новый год. Родители — вот мой подарок на всю жизнь.


Впечатления от проведённых каникул складываются из маленьких-маленьких радостей.


Как я хочу провести свои каникулы... Вопрос, который каждый задаёт сам себе, ведь желаний обычно много, а праздник один. Я хочу сделать то, что делал раньше и что мне понравилось. Или то, что у меня не получалось.



Дети мои, в работах ваших часто мелькали слова «снег» и «выспаться». Понимаю: все устали от угрюмо-бесснежной зимы.

 Я проснулся. Думал, что нужно в школу, но нет, уже день. Посмотрел в окно, было белым-бело, снег кружился в воздухе. В доме пахло мандаринами, мама специально сушит корки от мандаринов в уголках, чтобы пахло. Вдруг кто-то постучал в дверь. Я вышел. Там были все мои друзья и даже люди, которых я не знал. Мы пошли гулять. Мы играли в снегу, бегали и веселились. Когда я вечером пришёл домой, то там уже стояла ёлка и под ней были завёрнуты подарки. В доме пахло хвоей с цитрусом, немножко специфический аромат.
 Немного погодя я позвонил подруге, мы с ней хорошо побеседовали и договорились встретиться на каникулах. Она мне нравилась.
 Ложась ночью в кровать, я понял, что мне очень хорошо и спокойно, что я сделал всё правильно и завтра меня ждёт ещё один хороший день.


 Как я хочу провести зимние каникулы? Хорошо бы, чтобы эти дни были позитивными, но не всё так, как хочется. 
 В первый день меня будут ругать за тройки и начнут угрожать подарком. Во второй день я доделаю, довышиваю, довыжигаю подарки для знакомых и родителей. На третий день пойдут звонки с огорчённым голосом: «Как ты мог до такого опуститься?» На четвёртый день начнётся предновогодняя суета и волнение.
 А утром уже 2012 год. И никакого смысла в этих каникулах. 


 Новый год — это волшебно, но с возрастом становится слишком мало волшебства в тебе. Но я решила всё исправить. и эти каникулы проведу ОЧЕНЬ ВОЛШЕБНО. 
 Я буду есть много конфет и мандаринов (чтобы вернуться в детство), Буду гулять и каждый день видеться со своим любимым человеком. И обязательно буду ему готовить. Я постараюсь совместить детство и взрослость. Я обязательно буду улыбаться каждый день и дарить всему миру добро. Я увижусь со своими друзьями. Я обязательно займусь своей душой. А ещё я буду целовать как можно чаще тех, кого люблю, ведь именно так делают дети. И обязательно выпадет снег. Какое волшебство без снега?
 А когда часы будут бить 12 раз, я загадаю то, о чём давно мечтаю.
 В общем-то, главная задача — дарить любовь всем: близким, родным и даже врагам. Для меня это волшебство. Ах да, и самое главное — делать добро от всей души и не желать чего-то взамен. С Новым годом!

24 комментария:

  1. А что,все Воронины такие? Пошла подписываться:-)

    ОтветитьУдалить
  2. Ирина, а Вы картинку видите или нет? Я вижу, но не понимаю, что делать, если это доступно только мне.

    Воронины, как видите, ещё и не такие бывают! У Ольги там необыкновенно.

    ОтветитьУдалить
  3. Всё очень понравилось! Я как одна из участниц данного процесса, могу сказать, что методика очень продуктивная.
    Правда, мне не особо по душе то, что было мало времени. Я бы то, что уже написала, могла бы расширить.
    Да, картинка не грузиться =(

    ОтветитьУдалить
  4. Да тут дело не во времени. У всех же получилось написать сочинение. Ведь первое, что пришло в голову- самое правильное и честное. Самое сложное было написать всё со смыслом, а не просто какой-то набор слов. Мне сначала показалось, что я не успею состряпать основную часть сочинения, где расскажу о своих пожеланиях на каникулы, но в итоге я закончила минуты за 4 и получилось вполне прилично. Мне кажется, что вот так писать сочинения намного интересней. Получается оригинальнее, когда все пишут первое, что придёт в голову и долго не раздумывают.

    ОтветитьУдалить
  5. Елена, спасибо)

    Пионеры не рылись в Интернете и ощутили, что могли бы в сочинении сказать больше... Эх, какая Вы счастливая, Елена!

    А мне сын сегодня выдал, что им к "завтру" задали дома сочинить компьютерную новогоднюю сказку и нарисовать к ней иллюстрацию, хи-хи-хи

    ОтветитьУдалить
  6. Компьютерная новогодняя сказка с иллюстрациями? Сколь дивен человеческий мозг.

    Да, я счастливая. Это всё потому, что у меня хорошие пионеры.

    ОтветитьУдалить
  7. 1. Очень жаль, что я заболел, чувствую интересный урок пропустил! =(
    2. А фотография сразу загрузилась, увидел заинтересованные лица друзей и ещё раз пожалел про пункт 1.

    ОтветитьУдалить
  8. Здорово! Я даже позавидовала Вашим пионерам!
    И описали Вы все очень хорошо. Я даже ощутила тот "накал", который был в классе во время работы.
    Теперь думаю, как бы придумать что-то подобное и провести на физике...

    ОтветитьУдалить
  9. Витя, не огорчайся, а поправляйся быстрее. После каникул ещё что-нибудь организуем.

    ОтветитьУдалить
  10. Попробуйте, Галина, у Вас всё получится. Творческие мастерские способны приносить удивительные результаты.

    ОтветитьУдалить
  11. По мне чем больше времени тем лучше.пост+
    жду сочинений

    ОтветитьУдалить
  12. Правда мыслей очень много было, но я старался писать самые важные.

    ОтветитьУдалить
  13. Интересно. Подумаю. Попробую.
    СПАСИБО!

    ОтветитьУдалить
  14. Спасибо французским педагогическим мастерским. Света, попробуй. Тема может быть любой. И всё получится. На мой взгляд, здесь самое важное — индуктор. Хотя могу ошибаться. Расскажешь потом?

    ОтветитьУдалить
  15. Знаю о "французском" происхождении педмастерских, но для меня они ассоциируются с Петербургом, где в 1997 или 1998 был семинар по педмастерским с мастер-классами... И работали там, делились опытом и обучали не французы:) Оттуда два десятка книг и стойкий интерес "приехал" к нам в провинцию. Правда, меня особенно интересовали мастерские по биологии)

    ОтветитьУдалить
  16. Коллега, конечно, не французы! Оттуда просто ноги растут. И как же приятно, что наш город для Вас связан с тёплыми воспоминаниями. Я тоже посещала семинары примерно в это же время. Возможно, мы даже за одним столом работали. А встретились здесь.

    Что мне нравится в современном мире, так это его абсолютная безграничность и открытость.

    ОтветитьУдалить
  17. Урок прошел на ура. Неожиданно было войдя в класс увидеть листочки на партах, даже немного страшно стало.
    Когда в дальнейшем будем писать сочинения, только так как в этот раз.

    ОтветитьУдалить
  18. Женя, ещё раз так не получится. Но обязательно когда-нибудь будет другое, этому подобное.

    ОтветитьУдалить
  19. На самом деле когда времени мало в голову лезут самые разные мысли. Я старалась выбрать самые неординарные:)

    ОтветитьУдалить
  20. Это здорово! Сразу после Нового года будем писать сочинение "Как я провел зимние каникулы". Спасибо за идею :)!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Цветана, спасибо в данном случае не мне, а талантливой однофамилице.

      Удалить
  21. Пост стоит в топе и зимой, и летом. Напоминаю: списывать — легко. Разум таится в нас самих. Если, конечно, не оставили, как 5«б», мозги на пляже.

    ОтветитьУдалить