понедельник, 2 мая 2016 г.

Хочу/не хочу идти в школу


Неделю по просторам родного интернета ходит пост «10 причин, почему дети не хотят ходить в школу», где 11-летний Тимофей Дрогин их озвучивает:

  1. Учитель
  2. Страх оценки
  3. Страх ошибки
  4. Троллинг
  5. Дурацкие тесты
  6. Объём домашних заданий
  7. Запрет на уникальность
  8. Школа не учит быть счастливым
  9. Школа не учит работать с информацией
  10. Школа не готовит ко взрослой жизни
Там же 6 советов для детей, как выжить в школе. Несколько покоробил глагол «выжить», но с текстом ознакомилась. Потом задумалась: «А мои пионеры как видят эту ситуацию?» 


Опрос

Для чистоты эксперимента детям рассказала о содержании, но называть пункты не стала. 
Ссылку прислала вечером на почту, когда ответы были уже получены. Раздала листы, где было 2 графы: «Я хочу ходить в школу, потому что...» и «Я не хочу ходить в школу, потому что...» И нумерованный список от 1 до 10 в каждой. 

— А можно меньше, чем 10?
— Да.
— А больше?
— Можно. И на обратной стороне есть свободное место.
— Подписывать надо? 
— Нет. Только укажите, пожалуйста, класс. Если хотите, чтобы я услышала именно вас, подпишите.

Договорились, что результаты могут появиться в моём блоге в обобщённом виде или отдельными цитатами, естественно, без указания автора. 

Респонденты
  • 5 класс — 21 человек
  • 6 класс — 22 человека
  • 7 класс — 20 человек
  • 9 класс — 10 человек (класс небольшой, всего 15 учеников)
  • 10 класс — 17 человек
Подписанных работ — 13

И самое интересное — ответы

Пришлось немного повозиться, привести ответы к общему виду, затем пропустить через формы Google, чтобы получить статистику. Значимые и нестандартные привожу отдельно.

5 класс

  • Я люблю помогать учителям.
  • Интересно узнавать свои способности (у доски).
  • Хочется узнать что-то сложное, что не под силу другому.

  • Приходится пропускать футбол, чтобы переписать плохую работу.
  • На меня много сваливают, а я потом получаю.
  • Надо сидеть за партой.
  • Хочется побыть дома вместе с родителями.
  • Надо ходить в форме.
  • Я люблю спать до 12 часов.
  • На уроках хочется мало писать.
  • Некоторые учителя говорят. что мы не напишем итоговую работу.
  • Строгие учителя.
  • Сижу за последней партой.
  • Вместо школы можно просто гулять.

6 класс

  • Можно отдохнуть от родителей
  • Есть время о многом подумать
  • Учителя понимают учеников.
  • Хочу научить ум.
  • Дома бывает скучно.
  • Как ни странно, но вставать рано в школу я люблю.
  • Тебя поддерживают учителя и классный руководитель.
  • Хочу добиться хорошей карьеры.
  • Нам дают то, что мы хотим.
  • Есть простые уроки.
  • Просто можно посидеть.
  • Не хочется стать дворником.
  • Можно красиво выглядеть.
  • На уроках бывает весело (учителя шутят).
  • В школе веселее, чем одному.
  • Если забыл д/з, можно спросить или списать.
  • На переменах меня не ругают.
  • Здесь я ем бесплатно.
  • Делаем общие работы.
  • Можно свободно рассуждать о теме.
  • Никогда не ограничивают фантазию.
  • Весёлые учителя, но иногда бывают строгими.
  • Можно брать книги и зачитываться.
  • Я люблю школу.


  • Хочется сидеть с тем, кто тебе не мешает, а приходится с кем придётся.
  • Постоянно новые темы.
  • В школе я отстаю и не учусь.
  • Надо трудиться.
  • Я получаю замечания.
  • 45 минут, по мнению некоторых учителей, надо сидеть молча.
  • Очень волнуешься. когда выступаешь у доски.
  • Целый день проводим сидя.
  • Нужно идти в школу в дождь и мороз.
  • Есть те, кто смеётся над слабыми.
  • Все не очень хотят, ну и я не хочу.
  • Природа на мне отдыхала.
  • Устаёшь ходить по лестницам.
  • Мало устных уроков.
  • Не желаю учица! (Митрофанушка, здравствуй, милый...)

7 класс

  • Как же моя соседка по парте без учебников останется?
  • После школы будут светлые воспоминания.
  • Из-за учителей. Более терпимых, добрых, ласковых людей я не видел.
  • Мы смотрим фильмы, играем в разные игры, обсуждаем что-то, идеи друг другу даём.
  • В школе можно получить положительные отметки, влияющие на дальнейшую жизнь.
  • Тут есть возможность развиваться как личность, учиться на ошибках.
  • Здесь человек, которого я считаю братом.
  • На переменах можно скрыться, а дома — нет.
  • Не хочу сидеть дома одна, здесь хоть есть с кем поговорить.
  • Школа — это место, в которое я могу выйти. В остальные же мне просто лень.

  • Всё очень строго, из-за этого я либо не успеваю сделать уроки, либо заняться чем-то своим.
  • Некоторые учителя ставят себя выше учеников, даже если ошибаются.
  • Твоё мнение автоматически становится неправильным, если оно отличается от мнения большинства.
  • Базовая школьная программа настроена на сдачу экзаменов.
  • Слишком много времени уделяется основным предметам, из-за этого отсутствует развитие творческой личности.
  • Нет возможности отказаться от ненужных уроков.
  • Отношение некоторых учителей к предмету хуже и слабее, чем желание учеников узнать что-то новое.
  • Много людей, которые относятся ко мне не так, как хотелось бы.
  • Неинтересно общаться со сверстниками.
  • Есть люди, которые провоцируют тебя на то или иное действие, которое ты делать не хочешь.
  • Некоторые учителя меня недолюбливают.
  • На уроках навязывают учебную программу.
  • Нет уроков труда для мальчиков в нормальной его форме.
  • В школе нельзя побыть наедине с каким-нибудь человеком.
  • Иногда учителя доказывают, что их урок самый важный.
  • Над некоторыми детьми смеются и издеваются. Мне таких жалко. А если заступишься, смеяться будут и над тобой.
  • Сколько бы ты ни старался, тебя не будет уважать и даже замечать NN. И «пять» никогда не поставит.
  • Через мост каждый день ходить неудобно.
  • Есть учителя, из-за которых даже в школу страшно приходить, не то что в класс.
  • Слишком маленькие перемены.
  • Друзья болеют.
  • Я чувствую обиду на себя за то, что плохо учусь.

9 класс

  • У меня лучший класс.
  • Дома скучно и нечего делать.
  • Есть учителя, с которыми хочется заниматься.
  • Обязанность выполнять какую-либо работу.
  • Чтобы мама не убила!


  • Если болеешь и пропускаешь уроки, тяжело потом втянуться.
  • Некоторые учителя говорят, что мы не сдадим экзамены.
  • В свой день рождения приходится идти в школу.
  • 9 лет обучения — это много.
  • Я не люблю долго сидеть на одном месте.
  • Не нравится выходить к доске.
  • Часто засыпаю на уроках, но спать нельзя.
  • Меня здесь не ждут.

10 класс


  • Учителя всегда могут пойти на уступки.
  • За хорошие отметки родители меня поблагодарят.
  • Школа готовит меня ко взрослой жизни. Я могу смотреть на проблемы других, анализировать и не допускать таких проблем у себя.
  • Некоторые учителя привносят много интересного в учебный процесс.
  • В школе есть люди (друзья и даже учителя), с которыми приятно общаться.
  • Именно в школе происходили те события, о которых я потом буду рассказывать своим детям, а они будут слушать меня с открытым ртом.
  • Школа — мой второй дом. В настоящем доме я тихий ребёнок, мнением которого можно и пренебречь. В школе меня в лицо знает большинство ребят, и при решении каких-либо вопросов моё мнение оказывается решающим.
  • Здесь много раз предавали. И да, это плюс. Это делает тебя взрослее.
  • Человеку нужно общение.

  • Некоторым учителям наплевать на уроки, интерес учеников и самих учеников.
  • Система образования плохо продумана.
  • Остаётся не так много времени на личные дела, например, времени на чтение книг банально не хватает. Встаю на час раньше, чтобы успеть почитать.
  • Иногда учителя слишком резки по отношению к нам.
  • У некоторых учителей есть любимчики, и им иногда делают поощрения.
  • Друзья с каждым годом всё больше и больше предают меня.
  • Некоторые учителя некомпетентны в вопросах и проблемах обучения, преподают без увлечения и интереса.
  • Люди все разные, поэтому многие «другие» будут сидеть в стороне и никогда не станут частью коллектива.
  • В РФ явные проблемы с образованием. Это мешает.
  • Вечная подготовка к ЕГЭ!
  • Очень много времени уходит на перемены и опоздания учителей.
  • Многие люди говорят за твоей спиной.
  • Некоторые учителя иногда бывают не в себе.
  • У меня есть друзья, раздумывающие о суициде. Да-да, это всё из-за школы. 
  • Нас всех часто стараются сделать шаблонными. 
Спасибо всем, кто ответил на вопросы и был в той или иной степени искренен. 


Давайте размышлять 
  1. Да, школьное образование сейчас переживает не лучшие времена. Трудно и учителям, и ученикам. Но последние более мобильны и открыты для нового. Изменить сознание взрослого человека по мановению волшебной палочки нельзя. Здесь должна быть внутренняя мотивация. 
  2. Школьная отметка — всего лишь закорючка, не отражающая ваших реальных знаний. И уж тем более ничего не говорящая о том, какой вы человек. Круглый отличник вполне может быть законченным подлецом, а тихий двоечник рыцарем.
  3. Звучит неправдоподобно, но процесс обучения не заканчивается вместе со школьными годами, более того: он непрерывен (если вы, конечно, хотите стать успешными людьми). Разучиваться и переучиваться придётся не раз.


Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
меру окончательной расплаты
каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже — как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

69 комментариев:

  1. Целая исследовательская работа! Попробую опросить четвероклассников.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. До исследовательской работы, Ольга, мне далеко: я ведь выводов аналитических не делала, просто размышляла над статистикой и некоторыми фразами. Невооружённым глазом видно, что друзья у всех стоят на первом месте. Интересно, у Ваших четвероклассников так же будет? Мне нравится Ваш подход к делу: увидела — понесла в класс.

      Удалить
    2. Елена, а я вот снова "стырила" идею. До этого просто размышляла о том, как бы провести тестирование возможных десятиклассников. О чем спросить, как понять, насколько оправдано их стремление попасть в 10-й. Уверена, что многих возьмем лишь на год, из разряда тех, кто не поступил туда, куда хотелось. Может опрос поможет разобраться, зачем ребёнок все-таки остается в стенах школы, а не идет получать профессию (а теперь таких становится всё больше...)

      Удалить
    3. Галина, тащите за здоровье, если поможет. Идеями для того и делимся, чтобы кому-нибудь пригодилось.

      Меня тоже удивляет, зачем некоторые идут в 10 класс, отучившись предыдущие годы на хлипкие «тройки». А потом стонут, что сложно.
      — Мама хочет, чтобы я в институт поступил.
      — А ты чего хочешь?
      — Поваром быть. Но мама считает, что надо высшее образование получить. Экономическое.

      И можно сколько угодно разговаривать с мамой. «Мой сын пойдёт в 10-й. Точка!» Парень полгода мается, не вылезает из «двоек», потом спешно ищет какое-нибудь училище (уже не кулинарное), куда берут перед самым Новым годом всех. В итоге плохо и ему, и упрямой маме.

      Удалить
    4. Елена, а можно хоть какую-то ссылку или мастер-класс, как вы свели опрос к такой красоте... У меня уже мозги кипят, но пока не нахожу способов обработки.

      Удалить
    5. Галина, здесь всё просто, но немного времязатратно:
      1. Привела все ответы к общему знаменателю: «Пообщаться с друзьями», «Здесь моя лучшая подруга», «Друзья тебя поддерживают» = «Друзья.
      2. Составила на каждый класс форму Google с выбором нескольких ответов, куда вручную сама внесла результаты, перечитывая каждую работу.
      4. Открыла форму с ответами. Форма → Показать сводку ответов.
      5. Сделала скриншот, сохранила, вставила его в сообщение как обычную фотографию.

      С первой долго возилась, потом минут по 10 с каждой.

      Удалить
    6. Никогда с ними не работала... Зашла в Гугл диск, далее - Формы, Новая форма, несколько из списка (про вопросы), внесла вопросы, а вот как количество ответов внести не понимаю.

      Удалить
    7. Уже вместе с коллегой пытаюсь разобраться, как ответы внести, ведь опрос проводился на бумаге, а не в блоге.

      Удалить
    8. «Спокойствие, только спокойствие!» — говорил мультяшный Карлсон. Сейчас всё получится.

      Галина, в ОДНУ форму для каждого класса вносим все ответы.

      Допустим, перед нами лист, где корявыми буквами с чудовищными ошибками написано примерно следующее: «Можно узнать что-то новое. Часто что-то происходит. Здесь находятся мои друзья. Так как нужно учиться. Здесь есть буфет. Можно познакомиться с ребятами других возрастов. Учителя рассказывают смешно». Анализируем. Отмечаем в форме следующие позиции: «Друзья», «Новые знания», «Социализация», «Буфет», «Хорошие учителя».

      Нажимаем кнопочку «Отправить». Должно появиться «Отправить ещё один ответ» (если, конечно, Вы это не запретили при создании формы).

      Открываем. Берём второй листочек. И с маниакальным усердием повторяем анализ. Что этого ребёнка радует? Что огорчает? Наверное, здесь самое сложное не техническая сторона, а попытка обобщить ответы.

      Галина, в блоге вопросы задавать бессмысленно: тогда мы пионерам предложим заранее заготовленные ответы. Здесь, на мой взгляд, важна свобода. Да, нам придётся попыхтеть. Но, поверьте, дело того стоит: Вы сможете помочь пусть хоть немногим.

      Удалить
  2. Елена Владимировна, с Вашего позволения после праздников опрошу и своих учеников.
    Трудно не согласиться с некоторыми выводами мальчика. Один из них - объём домашнего задания - поддерживаю полностью. Я вообще за то, чтобы домашнее задание... отменили! Не несёт оно никакой ценности! НИКАКОЙ! Исключительно: иностранный язык (подучить лексику), литература (чтение художественной и документальной литературы). Всё!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, снова Вы ко мне с именем-отчеством? Договорились ведь оставить для пионеров. Зачем разрешение спрашиваете? Нравится, нужно, считаете разумным — используйте.

      С домашним заданием у нас отношения сложные.
      1. Стараюсь задавать минимум. Если пионер справляется с разбором предложения, то не вижу смысла задавать их на дом 10.
      2. Постоянная головная боль — придумать задание, которое ХОЧЕТСЯ, а не НАДО делать.
      3. Много лет подряд живём в мае без заданий по русскому языку. Никто не умер.
      4. Когда-нибудь школа будет существовать без д/з. «Жаль только...» Ну дальше Вы знаете.
      5. Есть класс, где домашнее задание выполняет 1(!) ученица. Результаты срезовых работ с параллельным классом практически одинаковые.

      Ольга, расскажете потом о результатах опроса? Интересно, насколько ответы будут совпадать и где станут расходиться.

      Удалить
    2. Как рада видеть единомышленника (по домашнему заданию в частности)!
      Мне хочется верить, что "в эту пору чудесную" нам придётся пожить ))
      А с результатами опроса обязательно познакомлю.

      Удалить
  3. Материал сведен. А аналитика где? Были бы интересны выводы, а то многабукф. И чо?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Думается, что выводы – они в тексте стихотворения.
      Каждый возьмёт из поста то, что ему ближе и больнее.
      Понравилось: «...Времени на чтение книг банально не хватает. Встаю на час раньше, чтобы успеть почитать».

      Про песню, написанную на стихи Левитанского: знакома с ней с детства благодаря грампластинке фирмы «Мелодия» (к сожалению, сейчас не могу вспомнить название ВИА, её исполнявшего). Тогда меня удивляло, что попсяцкая песня может быть с глубоким смыслом. Несколько лет назад выяснила, что есть и другие её исполнители: Берковский, Никитин. Исполнение Никитина мне нравится больше всего.

      Удалить
    2. Юра, сапоги должен тачать сапожник, то бишь аналитикой специалисты заниматься. Может быть, у вас там в Вышке есть? Сведи, пожалуйста.

      Пока же дилетантским оком вижу:
      1. Детям в школе скучно, некомфортно, порой страшно.
      2. С возрастом повышаются требования к компетентности учителя.
      3. Учителя в массе своей меняться не желают, упорно держатся обеими руками за постулат: «Я учитель, значит, умный. А ты помолчи. Не хочешь молчать, буду орать, словно белый медведь в тёплую погоду. И тогда тебе станет, как в п.1»
      4. Мотивация учебной деятельности отсутствует у 70% пионеров.
      5. Друзья и социализация превалируют в любом возрасте.

      В сто пятый раз: каждой школе нужен хороший психолог, не доморощенный. У нас никакого нет. А посоветоваться очень хотелось бы. Хотя многим пионерам и так лапу тяну, как могу.

      Удалить
    3. Алла, про книги уникальный ребёнок говорил: пришёл из другой школы и здесь вдруг, по его собственному признанию, читать начал. Краем глаза вижу, как записывает в блокнотик названия книг, мимолётом упомянутых.

      У меня с Левитанским наоборот получилось: сначала 2 пластинки Татьяны и Сергея Никитиных всё той же фирмы «Мелодия», а потом поиск автора слов. Разные тропинки, но верные.

      Удалить
  4. "Сколько бы ты ни старался, тебя не будет уважать и даже замечать NN. И «пять» никогда не поставит.", мне кажется, или я знаю кто это...

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте, Елена! Тоже опрошу своих третьеклассников. Интересно, какие будут результаты... Про домашнее задание - сложный вопрос. Сделать его интересным - действительно головная боль. А в мае я тоже его не задаю, но тайно :) Ругаются у нас за это, поэтому не афиширую :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эльвира, ругаются везде. В журнале пишем, что надо — души детские врачуем, как умеем.

      Удалить
  6. Лена,

    Некоторые ответы удивили приятно и не очень.
    Но работа тобой проведена замечательная!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, про «не очень приятно» важнее всего. Там болевые точки. Что-то в моих силах исправить, а на что-то, наверное, жизни не хватит.

      Удалить
  7. Елена, прочитала ответы детей, потом многочисленные комментарии. Обязательно задам вопросы своим детям. Раньше боялась, хотя хотела давно. Просто в одном из педсообществ, куда вхожу. давно и смачно обсуждается тема "За что ученики ненавидят школу". Высказываются, разумеется, взрослые. А дети... В 6 классе есть упражнение в теме "Условное наклонение": написать несколько предложений "Если бы я был...". Вариантов несколько. Каждый год задаю - 80 процентов пишут "Если бы я был учителем". Большинство ответов: водил бы детей на экскурсии, проводил бы игры на уроках, не давал бы домашних заданий и не ставил бы двоек. Действительно мы такие скучные и нудные? Обидно бывает, когда готовишь игру по литературе (а я всегда повторение и итог по разделу или в старших классах по творчеству писателя стараюсь проводить в игровой форме), а произведение элементарно не прочитано. И получается, как в песне: "Тихо сам с собою я веду беседу". А потом читаешь: хотим играть. В салочки что ли?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, Людмила, мне детские ответы читать — не перечитать, пятый день размышляю. Не монстры мы занудные: пионеры, если доверяют, отвечают обычно искренне, просто на химии, например, их об этом никто не спрашивает. А у нас с Вами предмет специфический, всё про душу больше. Вот и рассказывают о своих представлениях «идеального учителя вообще».

      Играть — да, дети готовы всегда, но лучше, чтобы с нулевого уровня, где знать ничего не надо. Этакие туристы, пришедшие в лес в одних шортах босиком и без рюкзака. На мастерских обычно срабатывает на этапе индукции. В иных случаях «рюкзачок» за спиной в виде прочитанных книжек очень выручает. И не только в играх на уроках.

      Людмила, а почему Вы им готовите викторины-игры-развлечения, а не они друг другу?

      Удалить
  8. Елена, да всё по той же причине: мы хотим играть, и вы с нами играйте. Бывали классы, которые сами любую игру могли приготовить. До сих пор храню вопросы на разные темы класса, в котором была руководителем несколько лет назад. Викторины. игры на любую тему готовили: по литературе, по географии, о животных, о спорте. А в последнее время предпочитаю сама: видела пару раз, как вопросы и задания готовятся на перемене перед уроком. Или приходят в библиотеку и ничтоже сумняшеся требуют выдать им вопросы на данную тему. В лучшем случае с интернета слижут. Наверное, не зажгла.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, не может быть, чтобы не зажгли. Наверное, напрасно пошли на поводу «играйте с нами». Меня в опросе пункт про строгих учителей местами порадовал. Пионеры всегда чутко пытаются уловить грань, за которую нельзя переступать. «На левой коленке сделано — это Вам не сюда».

      Удалить
  9. Сегодня во всех классах объясняла. Для тех, кто не слышал: «странный дяденька в очках» не тролль, а Юрий Владимирович Ээльмаа, кандидат педагогических наук, заместитель генерального директора МДЦ «Артек», доцент института образования НИУ ВШЭ, мой учитель и проводник в мир информационных технологий. По совместительству хороший друг.

    Никто меня не обижал. Это годами сложившийся стиль общения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, офтопик.
      Как-то вы с Юрием Владимировичем Ээльмаа упоминали критическую статью о «Горе от ума», в которой, если вкратце, автор говорит, например, о том, что Молчалин – заложник ситуации, а Чацкий, по сути, – эгоист, не слышащий никого вокруг, кроме себя, и никого не любящий.
      Как-то рассказывала содержание этой статьи своей дочери, а она недавно попыталась о ней рассказать своему учителю, на что получила ответ, что это полный бред: Чацкий совсем не такой, потому что... (и дальше традиционная, ещё с советских времен впитанная нами интерпретация комедии).
      Ситуация требует обращения к первоисточнику. Только вот ни вспомнить автора, ни тем более найти ссылку на критическую статью, прочитанную несколько лет назад, я не могу. Можете ещё раз поделиться этой ссылкой?

      Удалить
    2. Алла, задача непростая. Это надо к Юрию Владимировичу обращаться: у него феноменальная память, в закромах много чего лежит, а я Маша-растеряша. Написала письмо, ждём ответ.

      Удалить
    3. Коллеги, а можно привести контекст, в котором шло обсуждение? Честно, не помню. Когда это было?

      Удалить
    4. Как говорит моя мама, убей бог лаптем - не помню(.
      Не помню ни контекст, ни временной период. Года два, пожалуй, прошло. Хотя есть опасность, что я читала старый пост (хорошо, если не «Живую ленту»)). По-моему, эта критическая статья упоминалась даже не в посте, а в комментариях. И даже, может быть, не в вашем, Елена, блоге, а в блоге Юрия Владимировича («поди туда – не знаю куда»)).
      Попробую передать своими словами некоторые положения критической статьи: может, будет понятно, о какой статье речь. Критик говорит, например, что:
      - фамусовское общество не так уж сильно по своим взглядам отличается от Чацкого, оно само не прочь «пошуметь»;
      - Фамусов даёт Чацкому искренние отеческие советы, которые продиктованы заботой, а не «реакционностью», основаны на жизненном опыте;
      - Чацкий - странный тип! - слонялся где-то три года, не давая о себе знать близким любящим людям, а сейчас приехал и ждёт, что всё осталось по-старому;
      - на месте Чацкого было бы логично в последней сцене взять «позор» Софьи на себя, тем самым он и поступил бы, как благородный человек, и любовь девушки, возможно, вернул бы.

      Была предложена ссылка на статью, сама статья размещалась на корявеньком сайте. Помню, что статья была объемной, кажется, состояла из нескольких частей. Читала я её тогда местами «по диагонали» из-за большого объема. Сейчас хотелось бы перечитать.
      (Пишу и с ужасом вспоминаю своих бывших читателей: «Дайте пожалуйста, книжку, такую... тонкую, зелёную, её в позапрошлом году ваша напарница моему однокласснику давала».)

      Удалить
    5. Содержание похоже на мысли Сергея Владимировича Фёдорова.

      Удалить
    6. К сожалению, даже Гугл и Яндекс не могут толком сказать, кто это.

      Удалить
  10. Причины не/посещать ВУЗ практически совпадают. Конечно, системы обучения очень разнятся в универах (да и внутри одного университета порой уживаются противоположные мнения о способе донесения знаний), так что могу судить лишь с высоты скромного Института Наук о Земле, что функционирует в системе СПБГУ.
    Если представить, что после 1,5 лет, проведенных в универе, я вдруг очутился бы в школе, то причины НЕ посещать её были бы следующие: ношение формы (привет всем из Горного), д.з., рано вставать (страшно сказать: в университете, посещая все лекции, провожу времени раза в 3-4 меньше, чем проводил в школе в 8 классе, привет нашей системе высшего образования; конкретно по времени - крайне редко нужно приходить к 09-00), персональная бесполезность половины предметов, самостоятельные работы постоянные.
    А причины, побуждающие ходить в общеобразовательную альма-матер, схожи с причинами ходить в ВУЗ: какой-никакой интерес к некоторым предметам, общение с близкими людьми, интересные преподаватели.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Старая гвардия подтянулась! Сашка, спасибо.

      Удалить
  11. Лена, количество респондентов дает право делать обощения. Сначала для себя вычленяла некоторые - "Чтобы мама не убила", "Научить свой ум", про бесплатную и вкусно-невкусную еду.Споткнулась на суициде.
    надо такие анкеты проводить, но только тем, кому дети доверяют.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ириша, вчера с «десяткой» говорила о бессмысленности прыжков с Володарского моста. Так проблемы не решаются. Внезапно задумались, а что будет с родителями и друзьями после их неразумного бегства. Надеюсь, что разрулила. Ох, нужен, нужен хороший психолог в школе.

      Удалить
  12. Я никогда не задумывалась хотела я ходить в школу или нет, просто это было надо, вот и всё. На некоторые предметы хотелось ходить, а на некоторые нет.Самой большой моей грустью было то, что иногда время тянулось очень медленно. Посмотришь на часы, посидишь, опять посмотришь, а прошло всего 5 минут...Хотелось домой.А радостно было от общения с некоторыми людьми(и друзьями, и учителями).Раньше я не понимала, что в школе нас все любили, а теперь понимаю и печально, что всё уже не так, в университете тебя никто не знает и никому нет дела кто ты, и что ты любишь.В общих чертах - нет тепла. Из минуса, который перерос в плюс стало то, что никогда не надо рано вставать, и по расписанию даже не каждый день к первой паре.А из плюса в минус - это друзья.Все ребята чужие и заняты только собой, на контакт не идут, из преподавателей единицы, кто знают наши имена.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Верочка, спасибо, ребёнок. «Школа — это последнее место, где нас любили»? Заходи, попьём чай, поболтаем. Работаю все дни, кроме субботы.

      Удалить
  13. "Тогда" особо и не задумывался,ходить или нет. Просто шёл и не было никаких проблем.
    Спустя 5 лет,находясь в армии,школу вспоминаю с тёплыми мыслями )
    О-сознание

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Женька, мне с тобой хорошо было: ты задавал правильные «неправильные» вопросы. Мама Люба в ноябре писала, что твой «читабельный» почерк (печатными буквами) принёс тебе в армии «доходное место».

      Удалить
    2. Хо-хо-хо
      В армии ценится образованность человека,в этом убедился

      Больше всего в памяти отложился урок,на котором рисовали свой "внутренний" дом. Это хорошая память

      Но и без ложечки дёгтя не обошлось. Урок про подводную лодку,которая терпит бедствие.До сих пор жалею,что сделал так,а не иначе

      Удалить
    3. Ещё помнишь «подводную лодку»? Да, с вами можно было играть. Жду, когда мои мальки подрастут, они пока в 7.

      Удалить
  14. Конечно, главное общение! Мой отец подружился с лучшим другом в школе. Сидели за одной партой. Школьные друзья остаются до гроба. Минус домашнего обучения, это нехватка общения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Глеб, это понятно и без опроса было. У меня тоже две лучшие подруги со школьных времён остались.

      Удалить
  15. Лена, спасибо за идею. Провела сегодня опрос у 11-классников. Не могу успокоиться, думаю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да не за что, Маш. Почему успокоиться не можешь? Много негатива?

      Удалить
    2. Дело не в негативе: он ожидаем и понятен. Тут скорее какая-то рассогласованность: в некоторых работах ощущение было, словно разные стороны листа писали разные дети.

      А ещё пугающе много безграмотности (местами просто безумная орфография) и инфантильности. Когда это у подростков - это одно. Но у меня писали 17-18-летние.

      Удалить
    3. Да, я уже прочитала твой пост. Инфантильность меня тоже обескураживает. Даже у подростков.

      Удалить
  16. Ответы
    1. Шахрух, когда-нибудь ты поймёшь, как уместен здесь был твой комментарий. А пока вернись, пожалуйста, всё-таки в пост о том, как вы рисовали и скажи спасибо Наталье Леонидовне.

      Удалить
  17. Очень жаль, что сейчас проводят так мало подобных опросов. Как-то неинтересно Министерству образования мнение учеников.
    А кого спрашивать о проблемах образования, как не учеников? Если все реформы будут идти «сверху», то вряд ли выйдет что-то дельное.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Макс, давай пофантазируем. Допустим, ты — министр образования РФ. Твои действия при получении таких ответов?

      Удалить
    2. Если до министра образования доходят такие ответы - это уже неплохо. Первое, что я бы сделал - провёл бы опрос среди учеников (доброжелательность учителя, ясность объяснений, умение заинтерисовать, что нравится и не нравится в школе, пожелания и т.д.)
      Дельные пожелания учеников обязательно внедрял бы в учебный процесс. Наиболее творческих педагогов назначил бы руководителями школ; самым неприятным учетилям предложил бы сменить профессию.

      Удалить
    3. Должна заметить, что творческий учитель ≠ хороший директор школы. Если бы ты знал, сколько у администрации ежедневно бумаг (нужных и ненужных)! Тут любое творчество скукожиться может.

      Удалить
  18. Да, психолог школе просто необходим.
    Пару лет назад я проводила уроки ИЗО. Некоторые рисунки просто кричали о помощи... Говорила как могла. Очень боялась навредить. Все же нужен профессионал школе!
    И иногда не только детям, но и взрослым тоже.
    Вообще, где есть человеческий коллектив - должен обязательно быть психолог!

    Меня резануло "дома скучно", "Не хочу сидеть дома одна, здесь хоть есть с кем поговорить", "меня дома не слышат, а тут...". И коронное "чтобы мама не убила!"
    Не всем детям и в семье комфортно...

    Проведу опрос после праздников с понедельника.
    Результатами поделюсь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, вот и я боюсь навредить. Но молчать и делать вид, что ничего не слышу, тоже не могу. В арсенале из всех лекарств только слово. Некоторым и в школе, и в семье его не хватает, ты права.

      Удалить
  19. Читаю комментарии, продолжаю думать.
    - Странно, что столовая занимает такое большое место в жизни школьников: для меня это открытие.
    - Как здорово, что откликнулись те, кто уже закончил школу.
    - Как грустно, что в школах практически не осталось психологов. Хорошо ещё, если в школе есть хороший библиотекарь: он и служба психологической поддержки, и убежище в перемены для тех, кому неуютно с одноклассниками, и библиотерапевт. А если нет и этого? Учитель, работа которого расписанием поставлена на поток, далеко не всегда имеет время услышать, поговорить...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алла, про столовую как раз не странно: молодые растущие организмы постоянно хотят есть. И лучше качественно и вкусно. Иной раз сама подкармливаю.

      Большим просто бросила ссылку, кто посчитал нужным, ответил. У меня до сих пор на почте они по классам: 12, 13, 14... Каждый год просто перед 1 сентября меняю цифру в названии группы.

      Про психолога уже сил нет кричать.

      Удалить
  20. Отучившись почти год в универе могу точно назвать причину, почему обычно не хочется ходить в садик\школу\универ и причина всему этому-время! В школе не так сильно пугают контрольные или самостоятельные, как само осознание, насколько рано надо вставать туда. Ведь куда проще и радостнее было встать к 3 уроку, чем к 1. В остальном, помимо времени бывали дни с ужасным расписанием, что первая проблема-время уже казалось и не такой ужасной, как целый день предметов, которые на дух не переносишь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ксюша, мы ведь давно про «время-невыспатость» договорились не писать. Чем твой дух не выносил отдельные предметы?

      Удалить
    2. Дело в преподавателях. Бывает предмет просто не нравится или не интересен, но когда помимо этого учитель откровенно говоря тебя не любит, это не то чтобы невыносимо, но неприятно и на уроки к нему не хочется ходить. И вот, приходишь ты на этот урок, говорят оценки за с\р , одному человеку за 2 ошибки ставят 5, а тебе (за эти же 2 ошибки) ставят 3, еще и говоря, какой ты тупой. Я утрирую, конечно. Но суть одна. Так что ходить на такие уроки совсем не хотелось

      Удалить
    3. Ребёнок, тебя до сих пор волнуют эти невразумительные закорючки?

      Удалить
    4. Оценки никогда сильно не волновали, возмущало просто такое отношение. У многих это отбивает желание дальше учиться или ходить на эти уроки вообще.

      Удалить
    5. Ксю, позволь, подредактирую.
      Оценка — «умница», «дурак», «козёл», «цветочек». Дальше семантический ряд сама продолжить сможешь.
      Отметка — цифры от 1 (не бывает) до 5. Мне их всегда мало.

      Твоя жизнь вот так всерьёз зависела от баллов, которые поставила Марьиванна? То есть без её отклика ты сама про себя ничего не знала?

      Удалить
  21. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сергей, мне всегда нравилось твоё отношение к отметкам, философски-отстранённое: «Ставьте-ставьте... Я-то про себя всё знаю». И ведь знал! Твой подвиг на ЕГЭ по русскому языку (94 балла, я правильно помню?) до сих пор никто не смог повторить. Да, с тобой всегда приходилось быть начеку и перечитывать гору дополнительной литературы, чтобы не попасть впросак. Очень тонизировало.

      Маме Наташе передавай привет. Комментарий к посту о Серебряном веке видела.

      Удалить
  22. Через тернии - к звездам! Ученики, учителя и родители учеников закаляются в трудностях. Все будет хорошо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лен, конечно, хотелось бы верить, что всё будет хорошо. Но само по себе это «хорошо» не возникает. Пытаюсь что-то изменить, только сил иногда маловато.

      Удалить